понедельник, 18 февраля 2013 г.

Сердечная Медитация Иисуса Христа. Медитации в Христианстве.

В медитативных практиках очень часто используются образы божественных проявлений для концентрации внимания на них. Мы предлагаем ознакомиться с техникой медитации на образ Христа, которая может помочь духовному росту и стать основой для индивидуальной духовной практики любого христианина. 

Простая форма медитации для христианина

Основа любой медитативной техники – это концентрация внимания. А самого быстрого успеха можно достичь тогда, когда созерцаемый образ или явление вызывают у практикующего спонтанную заинтересованность и привлекают его внимание естественным путем. Собственно, только такой объект медитации и может по-настоящему принести успех.
Образ Иисуса Христа вызывает у христианина именно такую естественную заинтересованность. С этим образом связано множество глубинных переживаний и потому для последователей христианского учения нет более близкого, любимого и привлекательного образа.
Христианин, желающий не только выполнять внешние ритуальные служения, но и глубоко познать суть учения Христа, принять его глубоко в сердце, привести в порядок свои мысли, действия и желания, согласно наставлениям Иисуса, может достичь этого, если его внимание регулярно направлено на образ Христа или его имя.

Созерцание образа

Этот метод христианской медитации больше всего подойдет тем, кто направлен на познание окружающего мира через визуальные образы. Если вы обожаете созерцать красивые пейзажи, любоваться картинами и вообще считаете зрение самым основным своим органом чувств, эта методика даст вам очень быстрый результат.
Следует подобрать такое изображение Иисуса Христа, которое будет вам нравиться буквально с первого взгляда. Существует множество икон и художественных произведений. Не обязательно искать канонические образы и не обязательно избегать их. Если изображение вам нравится и привлекает ваше внимание – это как раз то, что от него и требуется.
Поза для медитации. Необходимо статичное положение тела, в котором вы сможете находиться длительное время без ощущения дискомфорта. Учитывая специфику медитации, мы рекомендуем использовать Ваджрасану, позу алмаза – сидя на коленях. Но если вы хорошо владеете позой лотоса (Падмасана) или позой совершенства (Сиддхасана), - смело используйте их. Если ни одна из этих поз вам не подходит – просто сядьте или останьтесь стоять.

Методика медитации.

Созерцаемый образ помещается напротив лица так, чтобы глаза совершенно не напрягались в процессе медитации. Они не должны смотреть вверх или вниз. Расслабленный взгляд, направленный на образ Иисуса – это то, что требуется от этой практики.
Если у вас есть проблемы со зрением (близорукость или дальнозоркость), образ должен быть размещен так, чтобы он виделся по возможности максимально четко и без искажений.
Для начала глаза закрываются, и делается 2-3 полных дыхания, которые помогут расслабить тело и подготовить разум к медитации. Затем глаза открываются, и начинается созерцание.

Первая часть – созерцание.

Для начала созерцайте образ рассеянным взглядом. Не концентрируйтесь на деталях. Созерцайте лицо Иисуса, как целостную картинку. Затем пусть глаза плавно и расслабленно скользят по деталям изображения. В конце снова переходите к созерцанию общего образа рассеянным взглядом.

Вторая часть – визуализация.

Когда глаза устанут, закройте их и переходите к визуализации внутреннего образа. Пусть то, что вы только что видели с открытыми глазами, предстанет перед вами в пространстве позади закрытых глаз.

Последовательность визуализации такая же – сначала воссоздается общая картинка, образ в целом. Затем визуализируются детали изображения. Так же, как глаза скользили по разным частям образа, пусть теперь внутренний взгляд скользит по деталям визуализированного лика. Закончить визуализацию нужно созерцанием общего образа. Пусть он остается перед вашим внутренним взглядом подольше. Когда визуальный образ начнет пропадать, цикл созерцания-визуализации можно повторить.

Время медитации.

Все зависит от ваших ощущений. Не нужно напрягаться. Если вы можете практиковать только 5 минут – это все равно даст положительный результат. Мы рекомендуем начинать с 10-15 минут практики и дойти до 20-30 минут ежедневного безмолвного созерцания образа Иисуса Христа.
Объяснение техники. То, на чем мы фокусируем наш взгляд, тут же возникает и в нашем разуме. Мы созерцаем образ Иисуса, и это вызывает глубокую внутреннюю работу ума на сознательном и подсознательном уровнях. Мы созерцаем образ, а наш ум все глубже и глубже проникает вглубь христианского учения.

Повторение Святого Имени

Не всем визуализация дается легко. Для очень многих людей значительно легче сконцентрировать свое внимание на звуках и вербальных символах. Для них лучше всего подойдет практика джапа-медитации – повторение молитвы или Святого Имени.

Выбор молитвы - за вами. В этом случае лучший советчик - сам Иисус Христос, рассказавший в Нагорной Проповеди, какая по его мнению самая лучшая молитва для христианина. И если вы уже начали практиковать одну молитву, то лучше её и придерживаться. Иначе разуму придется переучиваться заново, и вы будете начинать практику медитации как бы с нуля.

Поза для медитации.

Это форма медитации может использоваться и при статичном положении тела, и синхронизироваться с движениями. Ее можно делать даже расхаживая взад-вперед по комнате или по пути на работу. Такая медитация принесет пользу независимо от позы, в которой её делать: стоя на коленях в храме, расположившись удобном кресле, сидя в йоговской позе или даже лежа в постели.

Методика медитации.

Лучше всего использовать четки. Подойдут любые – как те, которые продают в эзотерических магазинах, так и те, которыеможно купить в церкви. Смысл четок в том, что они позволяют отсчитывать количество произнесенных молитв (имени), и относиться к этому процессу значительно более осознанно.

Четки берутся в правую руку. Во время произнесения молитвы бусинка зажимается между большим и безымянным пальцем. С помощью среднего пальца происходит смена бусинок. В четках есть выделенная бусинка, от которой начинается отсчёт и на которой он заканчивается. Если вы произносите больше, чем один круг, через выделенную бусинку «переступать» не следует – лучше перевернуть четки и продолжить «движение» в обратном направлении. 


Мощный эффект от практики можно получить, если поместить руку с четками напротив сердца – это даст еще и энергетическое воздействие на Анахата-чакру.
В этом случае вторую ладонь нужно сложить лодочкой, расположить напротив солнечного сплетения и поместить туда свисающую часть четок. Можно использовать специальные подставки для правой руки, если сложно долго держать её на весу.

Закройте глаза и расслабьте тело с помощью двух-трёх полных вдохов-выдохов. Затем начинайте повторение своей словесной формулы.
Для начала можно несколько раз проговорить ее вслух. Затем несколько раз – шепотом. А большую часть времени повторение должно быть мысленным, с полной концентрацией внимания.

Время медитации.

Вы можете установить четкое количество повторений, которое вы делаете за один раз. Как правило, четки имеют 108 или 33 бусинки. Одного круга по 108 или трех кругов по 33 будет вполне достаточно. Но если вы захотите увеличить число повторений – в этом также нет никаких ограничений.
Также возможно повторять молитву или имя по четко установленному времени. Для этого можно установить будильник через 10-30 минут, отключить телефоны и все это время посвятить медитации, ни о чём не думая, даже о времени окончания практики. В этом случае использование четок будет не обязательным.

Объяснение практики.

Вибрации молитвы или святого имени успокаивают разум. Уходят навязчивые негативные мысли, и внимание практикующего все больше и больше концентрируется на внутреннем образе и учении Иисуса Христа. Это глубокая подсознательная работа, которая способна даже изменить характер человека. Регулярная практика этого вида медитации позволяет всегда памятовать о заветах Иисуса и претворять их в своей повседневной жизни.

В йоговских практиках используются все проявления человеческого существа – физическое тело, дыхание, способность видеть, слышать, произносить звуки, мыслить. По сути, каждый человек сможет найти для себя подходящую медитативную технику и достичь в ней успеха. То же самое касается и предложенной нами методики христианской медитации. Люди, чувствующие потребность в почитании Иисуса Христа, могут использовать техники медитации, чтобы не только продвинуться по пути самопознания и самосовершенствования, но и намного глубже познать суть учения Христа и реализовать его в своей жизни.

Мы уже писали о медитации на образ Иисуса Христа, а также о джапа-медитации с повторением молитвы или святого имени. Читайте об этом в материале Христианская медитация (часть 1-ая). Во второй части статьи мы расскажем о медитации-размышлении и об использовании сердечной чакры для визуализации в ней образа Христа.

Какой тип медитации выбрать?

Ответ на этот вопрос вы можете узнать только у самого себя.

Большое разнообразие техник и методик в медитативных практиках вызвано тем, что люди очень отличаются друг от друга. И то, что подходит одному человеку, совсем не обязательно подойдет для другого.

Каждый человек - индивидуальность. Но среди этих индивидуальностей можно выделить определенные группы. Кто-то воспринимает мир в основном глазами. Таких людей называют визуалами. Для них предлагаются медитации с созерцанием образов и их внутренней визуализацией. Кто-то больше ориентирован на звуки. Этим людям можно рекомендовать повторение молитв или святых имен (джапа-медитация).

Как же понять, какой тип медитации подойдет именно вам?
Не нужно ходить к психологам и проходить долгие тесты, чтобы узнать свои предрасположенности.
Лучший способ понять подходит вам техника или нет – это попробовать ее.

Если вы решили включить в свою индивидуальную практику христианскую медитацию, но еще сомневаетесь, какой из предложенных методов использовать, мы рекомендуем выделить время на каждый из них.

Например, три недели ежедневно созерцать образ Христа. Затем столько же времени повторять на четках молитву. Затем посвятить по три недели медитации-размышлению, помещению образа в сердечную чакру и интегральному методу медитации.

Если вы почувствуете, что какой-либо тип практики дается вам легче всего, что именно эта техника вызывает у вас заинтересованность, и вы чувствуете после медитации любовь, покой и удовлетворение, значит, можно с легкостью отбросить все сомнения. Вы нашли свой метод медитации и можете смело сделать его своей основной духовной практикой.

Методика размышления

Уроки, которые дал человечеству Иисус Христос, многочисленны и многогранны, и для истинного христианина являются приятной темой для бесед и размышлений. А всецелое поглощение безмолвным размышлением о приятном - это и есть медитация.

Разум склонен к постоянной деятельности. Для очень многих людей медитация кажется очень сложным занятием из-за непрерывных блужданий разума. Но эту особенность можно активно использовать. Если мысль об Иисусе вызывает спонтанную заинтересованность ума, она может стать объектом медитации.

Подготовка к медитации.

Тему для медитации можно выбрать заранее. Например, прочесть Нагорную Проповедь (Евангелие от Матфея 5:1-7:29) и поразмышлять о заповедях, данных в ней Иисусом.

Но это не обязательно. Достаточно просто сконцентрироваться на мыслях об Иисусе и позволить уму «стечь» в этом направлении. Тема для размышления появиться сама. Более того, если вы используете именно эту методику, разум подберет вам именно ту тему размышления, которая наиболее актуальна для вас именно в тот момент. Просто доверьтесь ему и не отвлекайтесь на посторонние мысли.

Поза для медитации. Это универсальная техника, потому особое положение тела не требуется. Вы можете использовать размышление во время прогулки, поездки в транспорте, перед засыпанием. Главное, чтобы в это время никто и ничто вас не отвлекало от процесса медитации, и разум мог полностью сконцентрироваться на теме размышления.
Конечно же, эффект от любой медитации повышается, если для нее специально выделяется время и она проводится в удобной и комфортной для человека позе. Мы рекомендуем использовать одну из медитативных поз йоги – Сиддхасана, Падмасана, Ардха Падмасана или Ваджрасана. Они позволят быть в расслабленном состоянии, но при этом сохранять осознанность и не заснуть.

Если эти позы даются пока с трудом, можно сесть в кресло или на стул, но только следует обязательно держать спину ровной – спина, шея и голова должны находиться на одной вертикальной линии, при этом мышцы спины не должны особо напрягаться.

Методика медитации.

Сделайте 2-3 полных вдоха и выдоха. Это позволит в целом расслабить тело и отвлечься от ненужных навязчивых мыслеформ.
Если вы подготовили тему для медитации заранее, то пусть она станет активной в вашем уме. Например, если вы хотите глубже осознать заповедь «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…», проговорите ее про себя три раза, а затем позвольте разуму «играть» с ней. Пусть он размышляет как угодно: например, примеряет эту заповедь к вашей жизни, либо воображает, каким станет прекрасным мир, если все будут поступать точно так же, либо вспоминает, в каких ситуациях вы действовали в соответствии с этим правилом, а в каких забывали о нем. Позвольте разуму делать его работу, а сами созерцайте процесс размышления и следите за тем, чтобы в процесс медитации не вкрались посторонние мысли.

Если вы не готовите темы для медитации заранее, можете задать себе вопрос «Чему учил Иисус Христос?». Повторите этот вопрос три раза с полным сосредоточением. Разум незамедлительно предложит свои ответы. Вы можете вспомнить уроки сострадания и доброты, или наставления Христа о молитве. Размышляйте в этом направлении. Дайте своим мыслям свободу и следите за тем, куда они вас приведут.

В начале практики вы можете неожиданно заметить, что разум думает уже не об Иисусе, а о проблемах на работе, например. Не стоит злиться или переживать по этому поводу. Как только вы обнаружили, что разум отвлекся на посторонние мысли, остановитесь и вернитесь к теме медитации. С течением практики подобные отвлечения станут более редкими и, наконец, полностью исчезнут.

Продолжительность медитативного размышления не ограничена. Даже пять минут принесут свою пользу. И если три часа размышлений вас не утомляют, то они значительно помогут вам в духовном развитии. Мы рекомендуем начать с 10 минут практики и постепенно увеличить время ежедневной медитации настолько, насколько для вас это комфортно и допустимо. Практика показывает, что 30 минут статичной (неподвижной) медитации в день обычно бывает достаточно.

Объяснение практики. Те качества, на которых концентрируется наш разум, мы и реализуем в своей жизни. Если постоянно думать о жестокости и насилии, то и самому недолго начать проявлять качества агрессии. Но если регулярно думать о любви, терпимости и сострадании, то эти качества станут неотъемлемой частью вашей личности.

Мало просто знать о заветах Христа. И мало просто понимать их важность и значение. Пока человек не реализует заповеди Иисуса в своей повседневной жизни, его сложно назвать настоящим христианином. Эта методика позволит актуализировать в своем разуме учение Христа, глубже понять основные его моменты и совершенно естественным образом начать следовать им в своей ежедневной деятельности с пользой для себя и окружающих.

Помещение образа в сердечную чакру

Это одна из самых мощных медитативных практик и она упоминается многими учителями йоги. Когда объект медитации созерцается в сердечном энергетическом центре, эффективность практики значительно возрастает.

Подготовка к медитации.

Нужно научиться легко визуализировать образ Иисуса Христа. Для этого можно использовать медитацию с созерцанием образа, описанную в первой части этой статьи. Или же, если визуализация дается вам легко, просто предварительно выбрать образ и некоторое время рассматривать его, чтобы сохранить в памяти.

Техника медитации.

Визуализируйте образ Иисуса. Пусть он возникнет перед вашими закрытыми глазами. Несколько минут (не очень долго) созерцайте его.
Затем представьте, как этот образ плавно движется по направлению к вашей груди и «входит» во внутренне пространство сердца. Как только он «размещается» в середине груди, заметьте, как образ начинает окружать легкое сияние. Созерцайте это сияние. Заметьте, что с каждым ударом сердца это сияние становится все более ярким. Пусть яркость все увеличивается, а вы продолжайте созерцать образ, издающий это сияние. Рассматривайте детали. Осознавайте образ в течение всего времени, выделенного на медитацию.

В конце практике сделайте еще 2-3 полных дыхания. И заметьте, как с каждым выдохом образ как бы растворяется в вашем сердечном центре, а его сияние равномерно распределяется по всему вашему телу. Когда образ растворится, а сияние исчезнет, медитацию можно закончить.

Объяснение практики.

В дополнение к уже описанному методу удержания внимания на образе Иисуса, который актуализирует в разуме мысли, так или иначе связанные с Христом, эта практика возбуждает энергию в Анахата-чакре – сердечном энергетическом центре. Иисус Христос учил бескорыстной любви. Энергия Анахаты позволяет нам также жить по-христиански. В этой практике мы не только направляем мысли в сторону учения Христа, но и активируем те внутренние силы, которые позволят реализовать это учение в своей жизни.
...

В предыдущих частях материала о христианской медитации мы предложили несколько методик, которые позволят соединить движение по йоговскому пути самопознания и самосовершенствования с осознанием и реализацией в своей жизни заветов Иисуса Христа. Йога – это не религия, а система практик, которая может использоваться последователями любой религиозной конфессии.
Если человек чувствует внутреннюю потребность поклоняться Божественному в образе Иисуса, йоговские техники могут подарить ему богатейший опыт внутренних переживаний и стать основной для его индивидуальной духовной практики.

В этой статье мы предлагаем интегральный метод медитации, который вобрал в себе все основные моменты остальных техник христианской медитации (читайте также статьи «Христианская медитация часть первая и часть вторая»).

Неизменная основа индивидуальной практики

Смысл медитативных практик не в том, чтобы регулярно их менять и попробовать максимальное количество техник. Для успеха в освоении медитации значительно важнее выбрать только одну технику и заняться ее освоением.

Следует понимать разницу между состоянием медитации и той техникой, которая позволит пережить это состояние.

Медитация (Дхьяна) – это состояние покоя в разуме, в котором прекращается хаотичное и неконтролируемое мыслеобразование, а человек находится в состоянии глубокого сосредоточения.
Медитативная техника – это тот способ, практикой которого разум подготавливается к медитации. (Подробнее об этом читайте в статье «Медитация – процесс и состояние»).

Для того, чтобы достичь успеха в медитативной технике, ее нужно практиковать регулярно. Только упорным трудом можно достичь быстрого результата. Частая смена техники или нерегулярность практики может стать препятствием на пути к опыту медитативного состояния.

Постепенность освоения техник
Во некоторых медитативных техниках йоги используют целый комплекс человеческих проявлений. В одной практике может быть задействована и визуализация, и повторение молитвы, и сосредоточение на энергетическом центре, и размышление. Такие медитативные практики можно назвать интегральными – они соединяют в себе несколько других техник и позволяют во много раз увеличить эффект от медитации.

Но приступать к таким практикам нужно только после предварительной подготовки с помощью более простых техник. Для человека, который только начал осваивать медитативные техники, интегральная медитация может оказаться слишком сложной. И вместо быстрого продвижения по пути самопознания, можно получить только разочарование и усталость.
Подготовиться к интегральному методу христианской медитации можно с помощью техник, описанных в предыдущих частях этой статьи – созерцание образа Иисуса Христа, повторение молитвы или святого имени (читайте Часть первую), помещение образа в сердечную чакру и размышление над учением и жизнью Христа (читайте Часть вторую).

Интегральная техника христианской медитации

Поза для медитации.

Эта техника предполагает глубокую интроспекцию, потому мы рекомендуем использовать статичную позу. Прекрасно подходят йоговские медитативные асаны – Сиддхасана (поза совершенства), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (неполная поза лотоса) или Ваджрасана (поза алмаза).

В этих позах спина, шея и голова естественным образом находятся на одной вертикальной линии – а это очень важное условие для успеха в медитации. Кроме того, просто пребывание в этих асанах само по себе уравновешивает потоки внутренней энергии, что также сказывается и на мыслительной деятельности. Освоив эти асаны, йогин может достаточно длительное время пребывать в них, не испытывая при этом никакого напряжения.

Если же эти позы даются слишком тяжело, можно проводить христианскую медитацию, даже сидя на стуле или в кресле. Но при этом также желательно следить за ровным положением спины.

Методика медитации.

Интегральный метод медитации – это соединение нескольких других методик. Мы будем брать из каждой методики все самое лучшее, и тем самым получим от медитативной практики максимум пользы.
Интегральный метод христианской медитации состоит из нескольких последовательных этапов.

Этап 1.
Делается 2-3 полных глубоких вдоха-выдоха, что позволит в целом расслабить тело и избавить разум от посторонних отвлекающих мыслей. Затем контроль дыхания прекращается – нужно позволить телу дышать естественно и спонтанно.
Первый этап – это медитативное повторение молитвы, которая вам больше по душе. Начните повторять ее в разуме. Не нужно спешить – смысл не в том, чтобы начитать как можно большее количество раз, а в том, чтобы с её помощью успокоить разум и сконцентрироваться на объекте медитации – Иисусе Христе.

Этап 2.
Повторение молитвы продолжается, и перед закрытыми глазами постепенно начинается визуализация образа Иисуса. Можно представлять тот образ, который уже использовался в предварительной практике. Или другой образ, виденный вами на картинах или иконах. Допустимо также «вырисовывать» свой личный образ. Пусть он «всплывает» из вашего подсознания. Просто созерцайте, как постепенно «материализуется» лицо Христа, детали образа или образ в целом...

 Этап 3.
Продолжайте созерцать внутренний образ и повторять молитву, но на этом этапе добавьте еще и метод размышления.

У вас не должны возникнуть сложности – разум уже успокоен в первых этапах практики и потоки мыслеформ уже направлены «в сторону» учения Иисуса. Вы можете задать себе мысленный вопрос «Чему учил Иисус?» и размышлять над теми ответами, которые будут появляться в уме.

Может показаться странным, как можно одновременно и повторять молитву, и думать о заветах Христа. Но в практике вы заметите, что в этом нет ничего сложного. Человек думает не только словами. Наш разум – это значительно больше, чем просто вербальный инструмент. Слова молитвы могут стать неизменным фоном для других мыслеформ. Они могут проявляться как поток образов и чувств. Молитва не только не будет мешать размышлению, но будет и поддерживать его.

Позвольте разуму думать о том, о чем ему захочется думать. Ваш контроль должен ограничиваться только общей направленностью – все, что приходит вам в голову, должно касаться Иисуса Христа, Его жизни или Его учения. Это очень легко, если вы прошли предварительную подготовку с помощью техники размышления (описана в материале «Христианская медитация. Часть 2-ая»).

Также не забывайте о созерцании образа Иисуса. На этом этапе следует соединить воедино три методики медитации.

Этап 4.
Теперь пусть тот образ Иисуса Христа, который до этого виделся перед вашими глазами, плавно опустится вниз и разместиться в середине вашей груди – в области чакры Анахата, сердечного энергетического центра.
Не нужно опускать голову – созерцайте образ в своем сердце не глазами, а внутренним зрением. И продолжайте остальные части практики: повторение молитвы, рассматривание деталей образа и размышление над учением Иисуса. Единственная разница в том, что теперь образ помещается в середину груди.

Если у вас хорошо развиты навыки визуализации, можно окружить образ в сердечной чакре сиянием.

Этап 5.
Снова сделайте 2-3 глубоких и медленных вдоха-выдоха. Вместе с ними прекратите повторение молитвы, позвольте полностью раствориться образу, остановите поток размышления и отвлеките свой внутренний взор от сердечной чакры.

Перестантье контролировать дыхание и позвольте телу дышать естественно и спонтанно.

Это самый легкий и одновременно самый сложный этап медитации. В нем следует прекратить все техники и позволить разуму находиться в полнейшей тишине и покое. Это легко, потому как останавливаются абсолютно все усилия. И это очень сложно, потому что мы не так-то легко впадаем в состояние «неделания» и позволяем разуму пребывать в состоянии медитации. 

Возможно, поначалу на этом этапе вы снова будете возвращаться к повторению мантры или визуализации образа. Это естественно. Но с ходом практики, вы заметите, как все легче и легче вам удается пребывать в состоянии внутренней тишины. И ощутите всю прелесть высшего блаженства состояния медитации.

После этого можно сделать еще 2-3 глубоких дыхания и закончить практику.

Объяснение практики.

Эта методика включает в себя все преимущества отдельных техник христианской медитации. С помощью повторения молитвы мы успокаиваем разум и предварительно направляем мысли в сторону Иисуса. Затем этот же процесс усиливается: визуализируя лик Христа, мы актуализируем все мыслеформы, связанные с Ним. Так мы плавно подходим к следующему этапу медитации и позволяем нашему разуму внутренне повторить основные моменты из заветов Христа. Или же те их части, которые на данном этапе жизни будут для нас особенно полезными. А когда образ Христа помещается в сердечную чакру, то все остальные части процесса (повторение мантры, визуализация образа и размышление) сливаются в единый и неделимый процесс медитации.

Последний этап практики самый важный. В нем практикующий может легко ощутить состояние тишины и покоя, познать состояние медитации. У кого-то могут происходить внутренние озарения.

Эта методика – цельный процесс. Его стоит выполнять последовательно. И тогда вы обязательно достигнете успеха.

Удачи вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий